О СТУДИИ     ПУБЛИКАЦИИ     ФОТОГАЛЕРЕЯ     ССЫЛКИ     БЛАГОДАРИМ     НОВОСТИ     ГОСТЕВАЯ  

                      Содержание: выберите статью, которую хотите прочитать

Концерт "Параллели" (статья)
Народная параллель
«В созвездии танцующей любви»
Танго в параллелях
«ПАРАЛЛЕЛИ» ЖИЗНИ
"Параллели" дали сольный концерт
Танцующие на колясках инвалиды дадут первый сольный концерт в Липецке
ЛИПЧАНЕ-ИНВАЛИДЫ ОТЛИЧИЛИСЬ НА ТАНЦПОЛЕ И В БАССЕЙНЕ
Хорошему танцору коляска не мешает
Послесловие "Минуты славы"
"Минута славы" с риском для жизни
Есть среди нас филантропы ( Ольга Шкатова )
Летящие вместе ( Эмма Меньшикова )
На пересечении миров
С днём рожденья студия "Параллели"! ( Лилия Шпренгер )
"Провинциальный репортер" (Липецк) Хорошему танцору протезы не мешают ( Евгений Сокольский )
Ты не один в душе вселенной ( Лилия Шпренгер )
Танцы инвалидов



«ПАРАЛЛЕЛИ» ЖИЗНИ


    28 февраля интегрированная танцевальная студия "Параллели" впервые выступила с сольной программой на сцене областного Дворца культуры.
    Не слукавлю, если скажу, что всё происходящее вокруг, но нас напрямую не касающееся, живёт с нами параллельной жизнью. И молодёжный сленг, окрестивший понятие «безразличие» словом «параллельно» («Мне параллельно, что обо мне думают»), лучшее тому подтверждение.
    Можно идти по жизни параллельно друг другу, «слегка соприкоснувшись рукавами», понимая, что где-то что-то существует, но... не вникая в суть вещей. А можно просто взять чужую ладонь, встать на расстоянии вытянутой руки и на раз-два-три начать параллельное движение друг к другу по траектории, вопреки обстоятельствам и назло проблемам.
   
    Уроки мужества и грации
   
    Взмах руки, поворот головы в такт музыке, хлопок и... разворот колеса инвалидной коляски. И слёзы. Твои - о несправедливости судьбы. Детские - от радости за то, что всё получилось. Дети танцуют, робко играя. Болезнь ограничила их движения, но не ограничила восторга от жизни и самого нестремления жить. Дети танцуют, смеясь от лёгкости движений, зная, что за спиной - мама. И мама тоже танцует.
    А потом меняется музыка, ускоряется темп, взмах тканевого полотна... и на сцене пары, которые исполняют уже взрослые танцы... Взмах руки, поворот головы, хлопок и... разворот колеса инвалидной коляски. И рука в руке. Одна снизу, вторая, ведущая, вверх. И слёзы, от того, что человек не всемогущ, но силой воли равный Небу.
   
    Соломинка
   
    Два года назад в Липецке при городском Доме творчества имени С.А. Шмакова появилась интегрированная танцевальная студия «Параллели». Появилась потому, что живёт в нашем городе Лена Лемак. Молоденькая, хрупкая, тоненькая, грациозная, красивая мама двух маленьких детей стала той самой заветной спасительной соломинкой, за которую ухватились люди, нуждающиеся в поддержке. Юрист по образованию, с детства занимающаяся танцами, преподававшая в родном ансамбле «Талисман», Елена сделала танец для многих людей ступенью в другую жизнь.
    Сначала была работа в центре реабилитации «Сосновый бор», где проходят восстановление люди с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 2002 году Лена попала на семинар в Волгограде, на котором английские педагоги обучили её и других участников современной хореографии совместно с инвалидами-колясочниками. Так появилась её студия танцевальной терапии, которая просуществовала пять лет. А в 2007 году родились «Параллели» как самостоятельный проект.
    - Это не только моя творческая самореализация, - говорит Елена Лемак, - это и отдушина. Такая отдача идёт от ребят! К нам ведь приходят не просто люди, не умеющие танцевать. Это в большинстве случаев люди ни во что не верящие, очень закомплексованные. Сначала они проходят курс танцевальной терапии, раскрепощаются, с помощью движений освобождаются от своих страхов. И уже через какое-то время они готовы выступать на сцене. С девочками-колясочницами здесь происходят просто сказочные превращения. Они и так умницы и красавицы, а на сцене просто преображаются! Да плюс ещё профессиональный макияж, маникюр, причёска, дорогие красивые костюмы. Всё это делает их просто красотками и куколками. А какие они терпеливые и трудолюбивые! Сейчас их партнёры уже не смотрят на них снисходительно, как было вначале. Теперь - работа на равных, настоящее партнёрство.
    Во взрослой группе «Параллелей» одиннадцать человек, шесть из которых - колясочники. Их Елене помогли отыскать соцработники. А вот среди партнёров - и спортсмены, и танцоры, и даже будущие профессиональные хореографы. Им всем от 17 до 25 лет. Кто-то из танцоров-колясочников (а правильнее было бы сказать - спортсменов, так как танцы на инвалидных колясках - это спорт.
    Причём три пары из «Параллелей» - финалисты различных всероссийских конкурсов - никогда не умели ходить, а кто-то помнит ощущение земли под ногами. Кто-то из них и представить себе не мог, что когда-нибудь выйдет на сцену танцевать. А их партнёры даже не подозревали, что этот синтез спорта и искусства, борьбы и любви, отчаяния и преодоления станет частью жизни. А сколько сил понадобилось Елене Лемок, чтобы сдвинуть с места застрявшего в трясине человеческого безразличия и лицемерного жеманства символическое колесо инвалидной коляски, представить сложно. Ведь отношение к инвалидам - людям с ограниченными возможностями, чего уж греха таить, в нашем обществе не поддаётся нравственной оценке. В лучшем случае при встрече прохожие отведут глаза, а может быть, и покажут пальцем. А в худшем - оставят загибаться от одиночества и безысходности либо упекут в интернат, где, впрочем, те же одиночество и печаль.
    О чём можно говорить, если инвалиды практически вычеркнуты из социально-общественной жизни Липецка и области. А для их адаптации в нашем с вами измерении не сделано практически ничего: нет подъёмников в транспорте, минимальное количество пандусов, большинство из которых больше напоминают горки для катания детей на санках, нет специализированных туалетов, перечень можно долго продолжать. По большому счёту люди с ограниченными возможностями предоставлены сами себе. А ведь Михаил Михайлович Жванецкий определил грань между здоровым и инвалидом - в секунду. Тем удивительнее и дороже существование такой студии как «Параллели». Правда, мы с вами видим лишь парадную сторону этой медали. На другой - слёзы, пот и кровь на репетициях и нескончаемый поиск денежного дерева.
    - Мы живём на грантах, - констатирует Елена Лемак, и сразу становится понятно, что заниматься таким делом должен человек с практичными мозгами. И юридическое образование в этом случае является огромным плюсом. - Мы выиграли два муниципальных гранта по 50 тысяч рублей (без учёта налогов. - Прим. авт.), всероссийский - это пять тысяч долларов. На грантовые деньги мы шьём костюмы, покупаем специальные танцевальные коляски с тоненькими колёсами. Они очень лёгкие - «всего» 8 килограммов, тогда как в обычной, с которой мы начинали, все 25. Мы называли их гробами - так тяжело их было поднимать и танцевать на них. Мальчики просто надрывались, но я очень просила их потерпеть. Теперь у нас восемь новых колясок, каждая из которых стоит 40 тысяч рублей.
    Конечно, самостоятельно содержать (то есть постоянно выпрашивать «на жизнь» у чиновников) такой коллектив невозможно. Гранты - хорошая подмога. Как и периодическая поддержка спонсоров, городской администрации и департамента образования. Один из центральных московских банков даже было собрался оказывать студии постоянную финансовую помощь, да вот кризис...
    Рассказывая об этом, Лена Лемак ни разу не посетовала на жизнь и обстоятельства, ведь кризис же закончится, а «Параллели» его переживут. Поистине, кто прав, тот бесстрашен.
    - Бывает и плачу, - улыбается Елена. - Особенно часто плакала вначале. Когда люди узнавали, чем я занимаюсь, то начинали язвительно или недоуменно подкручивать у виска, задавать некорректные вопросы. Тогда было обидно до слёз! Сейчас вижу, что люди повернулись к нам лицом.
    А я понимаю, пока в «Параллелях» работает моторчик под названием Лена Лемак - это «перпетум мобиле».
   
    «Лети, лети, лепесток...»
   
    Ах, если бы эта знакомая всем из детства сказка хоть на минуточку стала былью. Господи!
    У Ольги Какуниной две шестилетние девочки - близняшки Аня и Вика настоящие звёзды детской группы «Параллели», в которой танцуют ещё две такие же звёздочки: Алёша Терпугов и Эмма Восканян. Когда я увидела эту семью, мне Олины руки захотелось целовать. Безгранично моё преклонение перед этой женщиной. Женщиной, чью мечту танцевать воплотили дочери, танцующие на колясках.
    - Я сама танцами никогда не занималась. А теперь вот выхожу на сцену со своими девочками. Занимаемся в студии уже второй год. Девочки всегда ждут дня репетиции. Мы очень любим танцевать и, конечно, выходя к зрителям, волнуемся. Но это приятное волнение. Танцы это ведь ещё и большая помощь как для физического, так и для умственного развития детей. А репетируем мы постоянно, работаем и дома тоже. У нас есть свои верные зрители: папа и бабушки. Но вот только я не видела танцующих дочек со стороны. Жду, когда подрастут и станут самостоятельно выходить на сцену...
   
    «Мечтаю стать солисткой»
   
    Так сказала Катя Зверева, участница коллектива. И добавила: - Но для этого нужно чаще ходить на репетиции. А я себе этого позволить не могу - живу на Матырском и в Дом творчества приезжаю на такси. Очень дорого. Так что пока мечта моя остаётся мечтой.
    Я видела, как Катя подъезжала на машине и водитель, выгрузив из багажника коляску, помог девушке, тогда ещё мне незнакомой, сесть в неё и ввёз в здание Дома творчества. Мне показалось, что это делал родственник, правда, немного конфузившийся. И я никак не могла поверить, что это таксист! Господа чиновники и миллионеры, виданное ли это дело, что самые социально незащищённые люди за свои кровные передвигаются по городу на одном из самых дорогих видов транспорта? Сделайте же что-нибудь!
    Катя, как и многие танцоры-колясочники, попала в «Параллели» «по знакомству»: сначала был «Сосновый бор» и танцевальная терапия. Танцы для неё - это не только и не просто творчество. Это возможность показать, что люди с ограниченными возможностями тоже люди! Наверное, поэтому сцену Катя не боится, а вот в предвкушении выхода сердечко-то у неё выскакивает:
    - Но чувствуешь руку партнёра и внутренне понимаешь, что он поддержит, подскажет - и выходишь на сцену. У нас очень хороший коллектив. Мы, например, с руководителем можем запросто поболтать по телефону. Меня танцы очень изменили, помогли поверить в себя.
   
    «Минута Славы»
   
    Была такая у «Параллелей». Всероссийский успех, неимоверная поддержка и гордость земляков, надежды, торт в эфире Первого канала для именинницы Кати Зверевой. И... никаких материальных благ, кроме большой подаренной картины. Зато остались уверенность в собственных силах и понимание правильности пути. В конечном счёте слава бренна, минута - мгновенна. А то дело, которым занимаются Елена Лемак, Ольга Томилина (хореограф) и Ольга Быкова (педагог-репетитор) - параллельно времени и небезразлично людям.
   
   

Евгения Ионова

Источник: Липецкие региональные новости

"Параллели" дали сольный концерт


   
    Первый сольный. Студия Параллели, в которой инвалиды-колясочники танцуют в паре со здоровыми танцорами, отметила свое двухлетие. Праздник по случаю дня рождения решили устроить в областном дворце культуры. Зал был заполнен почти полностью. Липчане захотели своими глазами  увидеть творчество финалистов шоу Минута славы. После участия в этом проекте Параллели стали настоящими звездами.
    До начала концерта лишь пять минут, а они все равно репетируют за кулисами. Больше всего волнуются танцоры на колясках. Они хоть и выступают давно, но одно неверное движение - и инвалидное кресло может опрокинуться.
    — В каждом танце есть характер, мы должны его донести и показать. Упала ли ты, не упала ли ты, ты танцуешь свой характер, говорит хореограф Ольга Томилина.
    С самого начала своего первого сольного концерта эти люди пытались доказать зрителям - у них свои законы геометрии. Их параллели сошлись. К этому шоу танцоры готовились два месяца. Поставили шесть новых танцев. Но не забыли и о тех номерах, которые принесли им популярность. Композицию "Космос" несколько месяцев назад смотрела вся страна, в проекте "Минута славы".
    Танцевали без остановки, на сцену выходили через номер - это огромная физическая нагрузка даже для здоровых артистов. Катя Зверева все движения отработала до автоматизма. Мысленно отбивала такт, даже когда ждала своего выхода на сцену.
    Екатерина ЗВЕРЕВА, участница танцевальной студии "Параллели": «Меня переполняет буря эмоций, мне хочется станцевать хорошо!»
    Эмоции переполняли в этот вечер всех - и танцующих, и зрителей. Зал бурно реагировал на каждый номер. Иногда аплодировали стоя. Пока одни танцевали, другие в спешном порядке меняли костюмы. В общей сложности Параллели переодевались около двадцати раз. Руководитель студии, Елена Лемак, до последнего не верила, что концерт пройдет на "ура".
    Елена ЛЕМАК, руководитель танцевальной студии «Параллели»: «Какая-то фантастическая, бредовая идея была сделать первый сольный концерт. И я смотрю, что зал стоя приветствовал нас, значит, у нас получилось!».
    Занавес опущен, и  за кулисы поднялись близкие друзья и родственники. Пенсионерка Полина Завьялова пришла к своей бывшей пациентке, она - танцует в Параллелях. Санитарка хирургического отделения полконцерта проплакала, глядя, как исполняет танцы Галина Рыжкова. Полина ЗАВЬЯЛОВА, зрительница: «Господь Бог - он есть, он никогда не оставляет людей, которые, не надо, короче, падать духом и все будет хорошо».
    Параллели доказали - фантастические идеи могут стать материальными. Но  концерт показал-материальными бывают и  проблемы. Заработать на продаже билетов не получилось. Аренда зала и затраты на костюмы съели всю небольшую прибыль. Мечта купить автобус, чтобы ездить на концерты и репетиции, снова не сбылась.

Источник: ТВК новости

Танцующие на колясках инвалиды дадут первый сольный концерт в Липецке


    Инвалиды-колясочники из интегрированной танцевальной студии «Параллели» при Доме детского творчества «Городской» в Липецке 28 февраля дадут первый сольный концерт в Областном Дворце культуры.
    Как сообщила агентству «Липецк-Инфоцентр» руководитель студии Елена Лемак, за два года, что работают «Параллели», липецкие танцоры становились призерами Чемпионата России, «Кубка Евразии», победителями международного фестиваля-конкурса шоу-программ «Русская зима», участвовали в телепрограмме «Минута славы» и др. проектах.
    «В программе выступления в Липецке - 15 танцевальных номеров, пять из которых подготовлены специально для этого концерта. Впервые увидят липчане и нашего нового солиста - это известный липецкий спортсмен, победитель различных соревнований по спортивному ориентированию среди инвалидов-колясочников Павел Шматов», - рассказала собеседница агентства.
    Уже в марте «Параллели» планируют представить новые танцевальные композиции на международном фестивале «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге». Рассчитывают воспитанники Е. Лемак на успех и в «Кубке Континента», и на Чемпионате России.

Источник: Липецкие региональные новости

ЛИПЧАНЕ-ИНВАЛИДЫ ОТЛИЧИЛИСЬ НА ТАНЦПОЛЕ И В БАССЕЙНЕ

    Воспитанники липецкой интегрированной танцевальной студии «Параллели», в которой вместе занимаются как здоровые липчане, так и люди с огра¬ниченными физическими возможностями, передвигающиеся на инвалидных колясках, успешно выступили в Москве на отборочном туре телевизионной шоу-программы «Минута славы», победитель которой получит 1000000 рублей.
    Как сообщила агентству «Липецк-Инфоцентр» руководитель студии Елена Лемак, группа из восьми человек станцевала в Останкино пасодобль.
    «По результатам тура жюри допустило нас до зрительского голосования, которое и решит, кто пройдет в финал. Надеемся, многомиллионная аудитория программы по достоинству оценит мужество и талант людей, которые танцуют, несмотря на тяжелую инвалидность. Наша цель - не только деньги, хотя они необходимы для покупки автобуса и специальных танцевальных колясок. Мы стремимся показать прикованным к коляскам людям, что они могут полноценно жить», - рассказала собеседница агентства.
    Еще один житель области отличился на завершившемся в г. Дзержинске Нижегородской области первенстве России по плаванию среди инвалидов, Ельчанин Юрий Буланов, у которого ампутирована рука, завоевал серебряные награды на дистанциях 100 м. брассом и 200 м. - комплексное плавание. На дистанции 50 м. баттерфляем спортсмен занял третье место.

Хорошему танцору каляска не мешает

    СВОИМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ ЛИПЕЦКИЕ ИНВАЛИДЫ ПОКОРИЛИ ЕФИМА ШИФРИНА, ТАТЬЯНУ ТОЛСТУЮ И АЛЕКСАНДРА МАСЛЯКОВА


Саша Башлыков с детства прикован к инвалидной коляске. Церебральный паралич - такой страшный диагноз много лет на¬зад поставили ему врачи. Годы изнурительного лечения - и ни¬каких изменений в лучшую сто¬рону. Для кого-то это прозвуча¬ло бы как приговор, но только не для Сашиных родителей.

    - Отец отвел меня в бассейн, заставлял ходить через боль, через «не могу», - рассказывает Саша. – Тогда я понял, что инвалидная коляска - не приговор. И у меня возникло желание доказать это другим ин¬валидам, которые годами сидят в четырех стенах и жалуются на свою несчастную жизнь. И я доказал, по¬казав всем, что хорошему танцору коляска не мешает.
    Идея создать танцевальную студию, где наравне со здоровыми людьми могут заниматься и инва¬лиды, возникла у липчанки Елены Лемак несколько лет назад.
    - Я тогда работала юристом в центре реабилитации инвалидов «Со¬сновый бор», - рассказывает Елена Александровна. - Однажды директор попросил меня подготовить к празд¬ничному концерту какой-нибудь номер. «А почему бы не станцевать с инвалидами?»-подумала я, и стан¬цевала. Зрители были в восторге.
    А полтора года назад Елена Ле¬мак открыла в Липецке танцеваль¬ную студию «Параллели», где вместе со здоровыми людьми может зани¬маться молодежь с ограниченными физическими возможностями.
    - Если вы думаете, что от желающих записаться к нам не было отбоя, то ошибаетесь. Я сама часами обзванивала ребят и приглашала в студию, - вспоминает Елена Алек¬сандровна. - Многие не понимали, зачем это нужно. А те, кто приходил, сильно комплексовали.
    - Было тяжело, - признается Елена. - Первое время мы танце¬вали на обычных тяжелых и непово¬ротливых колясках и между собой называли их «гробами». И только когда выиграли первый грант, при¬обрели танцевальные. На них ре¬бята легко могут выполнять даже самые сложные движения.
    Но, несмотря на все трудности, первый успех ждал танцоров уже че¬рез два месяца. На международных соревнованиях в Санкт-Петербурге они заняли второе место. Эта удача вдохновила других инвалидов тоже заняться танцами. И сейчас в танце¬вальной студии - десять колясочни¬ков в возрасте от б до 25 лет.
    - Я не вижу перед собой инвалидов, - говорит Елена Лемак. – Для меня это обычные ребята. Кто-то схватывает новые движения на лету, а кому-то нужны недели, что¬бы их изучить.
    На прошлой неделе липецкие танцоры вернулись из Останкино с «Минуты славы».
    - Мы решили попробовать свои силы в этом проекте и приняли участие в кастинге, - рассказывает Елена Александровна. - Наше вы¬ступление очень понравилось ре¬жиссеру. И через несколько недель мы получили приглашение в Москву на съемки передачи.
    Но тут вышел небольшой казус. Танцоры целый месяц готовили для передачи один номер, а в итоге им пришлось от него отказаться. Ре¬жиссер сказал, что его лучше при¬беречь для финала. Нужно было срочно придумывать другой танец.
    До съёмок оставалось всего два дня, и колясочники разучива¬ли новые движения, репетируя по пять-шесть часов в сутки. Для здо¬рового человека это очень тяжело, а что уж говорить про инвалидов. Но усилия не пропали даром. Их пасодобль произвел в Останкино настоящий фурор.
    - Браво, браво, это просто невероятно, - аплодировал сидящий в жюри Ефим Шифрин.
    - Я бы так не смогла плясать в кресле, - вторила ему Татьяна Толстая. Растаял и самый строгий член жюри Александр Масляков. Все трое сказали конкурсантам твердое «да», допустив тем самым к зрительскому голосованию. Сами же танцоры не сомневаются - у них есть все шансы, чтобы попасть в финал.
    - А вот там-то мы уже покажем всей России, на что способны, - го¬ворят танцоры.

Екатерина КУРДЮКОВА.

Послесловие «Минуты славы»

    Отзывы о выступлении «Параллелей» на форуме «Минуты Славы»:

Веttaloris: Студия "Параллели" из Липецка - мой безусловный фаворит! Великолепное исполнение танца, очень эмоциональное, и мужество участников достойны восхищения! Я бы миллион вручила этому коллективу!

виннету: Единственный номер который мне понравился. Жаль их толком не показали. Всё мельком, мельком. Специально что-ли?

Веttaloris: Видимо, на нашем ТV стесняются людей в инвалидных колясках показывать - не дай Бог эстетические чувства граждан задеть! А граждане стесняются на них пристально смотреть - чтобы не обидеть...
Чаще надо показывать такие вещи, чтобы все привыкли, наконец, не отворачиваться стыдливо от инвалидов.


    От себя добавлю: но в то же время не стоит и оглядываться с сочувствующим взглядом и такими же словами. Мы же ведь не поступаем так с каждым проходящим мимо человеком лишенным волос на голове? Думаю пора и жителям России привыкнуть к тому, что те кто по тем или иным причинам перемещается в коляске - обычные члены общества. Не менее, но и в то же время не более. Равны и все тут. Просто это люди, которым удобнее перемещаться в пространстве именно таким способом. Кто-то носит очки, чтобы лучше видеть, а кто-то ходит в коляске (я не забыл поставить кавычки, им там не место) или с помощью костылей. И это нисколько не снижает его способностей быть полезным для общества, жить полной жизнью, учиться в школах, техникумах и ВУЗах, работать. Особенно при достаточной реализации программы безбарьерной среды, когда начиная от квартиры до лифта, от лифта до улицы и далее до рабочего кабинета или аудитории нет труднопреодолимых для опорника препятствий.
    Некоторые работодатели опасаются или стесняются брать, например кредитным агентом, продавцом компьютеров или автомобилей, людей ходящих в коляске или на костылях. Почему они не стесняются принимать на работу, извините, очкариков? Нисколько не хочу обидеть тех, кто носит этот предмет гардероба. Очки помогают лучше видеть тем у кого есть определенные проблемы со зрением, а коляска помогает лучше ходить тем у кого есть какие-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Человек, перемещающийся в пространстве альтернативным способом, хуже считает, разбирается в автомобилях или компьютерах, чем человек носящий очки? Нет. Так почему же зачастую владельцы магазинов, руководители организаций и предприятий стараются мягко отказать в трудоустройстве людям с различной степени ограничениями физической активности? Многие колясочники способны работать на не менее сложных и ответственных должностях, чем иные ходящие на ногах, и при этом добиваться не меньших результатов.
    Инвалид - слово от использования которого отказались уже во всем цивилизованном мире. Если перевести его дословно - «недействительный». Насколько применим этот термин по отношению к людям, которые способны, пусть не мешки носить, но работать руками, головой, заниматься любым физически необременительным трудом?
    В Live Journal (Живой Журнал) наткнулся на фоторепортаж пользователя bax-911 с фестиваля современного танца «Черный Кот - 2008», привожу цитату очень понравившегося мне его выражения: «"... Инвалид - это психология, это образ жизни. Это отсутствие Духа, а не части тела" (Николай Козлов. "Философские сказки"). »
    Проект "Параллели" из Липецка выступал вне конкурса. Танец "Кошки". В этом коллективе нет инвалидов. Просто некоторым танцорам немного трудно передвигаться без колясок.
    Отбросив лишнюю скромность, могу сказать о себе: при 1-й группе «недействительности» имею высшее образование, занимаюсь спортивным ориентированием, танцами, разбираюсь в автомобилях и вожу их, на ты с компьютерами и т.д.. У меня множество друзей по всей России, которым, не смотря на то, что они двигаются сидя в коляске, в свое время доверили работать наравне со всеми и не прогадали. Они трудятся в обычных фирмах и организациях, живут, женятся и выходят замуж, и их вторые половины опять же не обращают внимания на то, как ходит их вторая половина - на коляске или на ногах. У них разная походка, в остальном они равны.
    И все же радует, что среди людей, которым немного трудно передвигаться без колясок, с каждым днем появляется все больше тех, кто смог себя реализовать, найти работу, добиться успехов в спорте, стать успешным бизнесменом и устроить свою личную жизнь.
    А что же делать с теми, кто все еще боится смотреть на колясочника как на равного себе? Может это для них надо строить реабилитационные центры?

Павел Шматов

"Минута славы" с риском для жизни

После участия липецких танцоров в финале «Минуты славы» их пригласил на передачу Андрей Малахов

Мария КОБЗЕВА


    В минувшее воскресенье липчане с замиранием сердца смотрели «Минуту славы» на Первом канале: во втором финале телеконкурса выступали наши земляки - ребята из инте¬грированной танцевальной студии «Параллели». Четыре пары, в каж¬дой из которых один из партнёров является инвалидом колясочником, представили на суд звёздного жюри свой номер «Космос». К сожалению, не все члены судейской комиссии оказались одинаково благосклонны к нашим ребятам: Александр Мас-ляков и Жанна Фриске похвалили липчан, но писательница Татьяна Топетая раскритиковала их за не¬достаточно доработанные костюмы. 6 результате лучшими из 10 участ¬ников этого шоу были признаны братья Армен и Арсен, которые исполнили песню об Армении на русском языке. Но Галина Рыжкова и Вячеслав Осипов, Надежда Бахоре-ва и Александр Логунов, Екатерина Зверева и Сергей Кудрявцев, Алек¬сандр Башлыков и Ольга Немцева, защищавшиечестьЛипецкаеОстан-кино, не расстраиваются: телевизи¬онная минута славы уже принесла им немалую известность.
    - Как звёзд сезона нас снова пригласили на «Минуту славу» в следующем году, - рассказала газете МГ руководитель студии «Параллели» Елена Лемак. – А сразу после съёмок нам позвонили из передачи «Пусть говорят» и предложили сняться в одной из будущих программ Андрея Малахова.
    Путь к славе для ребят из «Па¬раллелей» был гораздо труднее, чем для других участников про¬екта. Танец пасодобль, с которым они выступили в отборочном туре, пришлось доделывать прямо в Останкино. Свой финальный номер «Космос» люди с ограниченными физическими возможностями в течение двух лет отрабатывали на больших сценах Липецкого акаде¬мического театра драмы и област¬ного ДК, а выступать пришлось на крошечном пятачке телестудии. По словам руководителя «Параллелей» Елены Лемак, танец, предназначенный для исполнения на пло¬щадке 10 на 12 метров, при перенесении на сцену размером 2 на 2 метра представлял ре¬альную опасность для жизни инвалидов.
    - У ребят было ощущение, что они вот-вот слетят с вы¬соких подмостков, поведала Елена Ле¬мак. - Репетировать и танцевать пришлось с риском для жизни. Артисты двигались только с одной мыслью: как бы не упасть - в результате зрители и жюри не могли не заметить скованность их движений. Не говоря уж о том, что пол был неровным, что уже создаёт препятствия для плавного прохождения колясок. Как принято говорить на языке хореографов, мы танцевали «под себя»: боковые проезды и повороты были сильно осложнены.
    Кстати, финал, показанный 14 декабря, на самом деле прошёл почти месяц назад - 19 ноября. «Минута славы» для «Параллелей» длилась трое суток - сначала шли репетиции, а записывали шоу целый день, с утра до позднего вечера. Но о том, что они не вошли в тройку по¬бедителей проекта, липчане узнали всего 2 недели назад, когда появи¬лись результаты SMS-голосования телезрителей: до этого режиссёры Первого канала называли наших необычных танцоров в числе лиде¬ров в гонке за миллион.
    Несмотря на выбывание из проекта, слава «Параллелей» уже давно гораздо длиннее, чем одна минута. В День Конституции, 12 декабря, ребята выступили на заключительном галаконцерте II Между народного фестиваля «Звез¬да надежды». В ледовом дворце Санкт-Петербурга они танцевали вместе с Дианой Гурцкой и получа¬ли награды наряду с коллективами из Дании, Швеции, Финляндии и Испании. Помимо хрустального шара со звездой, «Параллели» при¬везли в Липецк диплом от имени губернатора Валентины Матви¬енко. А уже 13 декабря липецких танцоров ждало следующее со¬ревнование - фестиваль «Русская зима». С новым сольным танцем «Рядом с надеждой» Павел Шма¬ков и Елена Лемак в очередной раз заняли первое место, а весь ансамбль вошёл в тройку лучших коллективов. Заметим, что всего у «Параллелей» сегодня уже б международных наград, а счёт призовых мест на всероссийских конкурсах идёт на десятки.

Есть среди нас филантропы


    Липчане стали дипломантами Международной премии «Филантроп», которая присуждается инвалидам за выдающиеся достижения в области культуры и искусства.
    Хорошо известная далеко за пределами родного Липецка интегрированная танцевальная студия «Параллели» отличилась в номинации «Исполнительские виды искусств» (подноминация «Хореографий»).
    Премия была учреждена в 2000 году Правительством РФ, Министерством культуры и массовых коммуни¬каций РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Торгово-промышленной палатой РФ, Правительством Москвы, Всероссийским обществом инвалидов.
    В этом году на соискание было подано 1327 заявок из 78 регионов России и 8 стран ближнего и дальнего зарубежья. Согласитесь, высокая конкуренция!
    Вот уже несколько лет детвора и взрослые ребята занимаются хореографией в Доме детского творчества «Городской» имени С.А, Шмакова, Руководит студией Елена Лемак, человек увлечен¬ный, с неиссякаемыми энергией и жизнелюбием.
    Ее воспитанники - постоянные участники Всероссийских и международных конкурсов. Очень насыщенными для коллектива оказались весна и лето. Надежда Бессонова и Александр Башлыков («Дуо») впервые выступили на чемпионате России в Москве, где и заняли четвертое место. Галина Рыжкова и Вячеслав Осипов («Комби») поко¬рили гостей и участников Международного культурного фестиваля в Будапеште. А недавно «Параллели» стали победителем VIII конкурса грантовой программы «Новый день», созданной Росбанком и Детским фон¬дом ООН (ЮНИСЕФ).
    Часть полученных в качестве приза пяти тысяч долларов пошла нэ приобретение двух танцевальных колясок и пошив костюмов. Оставшаяся сумма будет потрачена на оплату проезда в такси воспитанников студии. Дело в том, что лишь единицы могут добираться до Дома творчества самостоятельно. Большинство ребят нуждаются в посторонней помощи.
    - Самая большая проблема для нас - отсутствие транспорта, - рассказыва¬ет Елена Александровна. - Многие родители не в состоянии оплачивать такси, поэтому вынуждены отказываться от занятий в студии, где у детей значительно расширяется круг общения. Взрослые ребята добираются к нам сами, но в большинстве случаев опять же на такси. На это уходят немалые средства.
    Между прочим, лишь в Санкт-Петербурге, Перми и Липецке существуют танцевальные коллективы, где современной хореографией занимаются инвалиды на колясках. Не случайно это движение зародилось в Северной столице.
    Там оказалось легче найти спонсоров, считающих своим долгом поддерживать нуждающихся в помощи. Липецкие бизнесмены, к сожалению, не торопятся выступать в роли меценатов и благодетелей, а могли бы.
    Даже в августовскую жару хореографический зал не пустует: Елена Александровна, Галя и Слава готовятся к участию в очередном конкурсе, приуроченном к 20-летию Всероссийского общества инвалидов.
    А в сентябре «Параллели» ждут всех, кто хочет научиться танцевать и обрести новых друзей.

Ольга ШКАТОВА.
Молодёжный вестник от 22.08.2008г.

Летящие вместе

    В городском доме детского творчества по вечерам не протолкнуться. Молодёжь тянется сюда на вечера, концерты, а кто-то, преолевая себя, учится здесь танцевать...

Они были легки и грациозны. «Улыбаться и смотреть друг другу в глаза!» — время от времени мягко призывала хореограф Ольга Томилина. Но им и напоминать об этом не надо было, так светились их счастливые одухотворенные лица...
Они не отрабатывали танцевальные па и фигуры, они скользили в танце, они жили в нем. Мальчики галантно кланялись, выводили «на круг» девочек, те плавно взмахивали руками и после нескольких, с легкостью исполненных позиций и движений... разъезжались под музыку на своих не слишком романтичных колесах.


    — Что вы! — вспыхнула руководитель интегрированной танцевальной студии «Параллели» Елена Лемак. — Это специальные, танцевальные коляски, они легкие, удобные, подвижные. Конечно, их не хватает. Две приобрели на грант, доставшийся нам за победу в городском конкурсе социальных проектов. Еще одну подарил Фонд милосердия ОАО « НЛМК ». Четвертую приобрели споясоргл. Остальные ребята танцуют на обычных, громоздких, неповоротливых инвалидных колясках. Но вы только посмотрите, как танцуют!..
    Обстановка в зале царила праздничная, на скамейках сидели мамы, папы, друзья, просто зрители. Одним словом, публика. Но это был не концерт. Обычное занятие танцевальной студии «Параллели» для детей и молодых инвалидов. Хотя нет, не совсем обычное: открытый урок давала Ольга Анатольевна, хореограф. Ее в тот вечер аттестовывали.
    Честно говоря, называть этих двух подвижниц танц-терапии — Елену и Олю, руководителя и хореографа студии,
    — по отчеству язык не поворачивается. Красивые, молодые, они похожи на шаловливых девчонок-старшеклассниц, взявшихся за неподъемное дело. В действительности эти молодые женщины, матери
    — уже опытные специалисты, профессионалы танца. Но на хлеб зарабатывают прозаическим трудом — одна юрист, вторая — бухгалтер. А танец, студия — это для души...
    Бог ты мой, думала я, ошеломленная — и это та самая молодежь, в огород которой мы постоянно бросаем камни: дескать, несамостоятельные, безответственные, и что с ними, будет без наС... а с ними-то как раз - и с нами тоже - всё будет в порядке: в беде не бросят, брезгливо не отвернутся, губы не подожмут.
    Знаете, как Лена с Олей придумывают танцы для участников студии? Одна садится в инвалидную коляску, а другая
    — партнер — «ведет» ее, отрабатывая каждый композиционный момент, каждое кружение, поворот, взмах руки: ведь танцующий еще и сам управляет коляской, когда партнеры расходятся.
    Полагаться на чужой опыт не приходится, только — сами и только — по-своему. Ведь такой интегрированный ансамбль современной хореографии, в котором танцуют и здоровые, и инвалиды-колясочники, — единственный в России. Инвалиды в столицах, в некоторых регионах занимаются в основном бальными танцами, да и танцуют чаще всего парами с себе подобными: в колясках. А наши выдают не просто танцы, они разучивают и выступают с танцевальными постановками (!), тематическими концертами, сложнейшими композициями.
    В их репертуаре рок-н-ролл и вальс, зажигательные латиноамериканские танцы (целая программа) и русские народные, танцевальные спектакли «Я поля влюбленным постелю...», «Возрождение», «Одиночество», «Любовь побеждает всё!», «Ангельская пыль» и даже шоу-номер «Космос». Они
    — победители всевозможных конкурсов и фестивалей творчества инвалидов всероссийского масштаба. А на кубок «Евразия», в котором принимали участие люди с ограниченными возможностями (так называют инвалидов в студии) из 10 стран, они повезли три новых танцевальных композиции, сшили яркие (опять спонсоры помогли и управление физической культуры, спорта и туризма) костюмы.
    Произвели фурор. Получили приглашение в Китай. Но... Без денег туда не съездишь. А их не нашлось. Проревели вместе всё занятие, вспоминает, теперь уже со смехом, Елена Александровна. А потом стали танцевать — и забылись...
    В танце ребята познали чувство полета, легкости и свободы. Скользя под музыку в своих креслах-колясках, они забывают о боли и слабости, о том, что не могут ходить, что у них тяжелые диагнозы и прогнозы. Танцуют здесь ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ампутированными конечностями, болеющие детским церебральным параличом. Живущие в семьях и в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. С ногами и без: звезда ансамбля Барун Красноперов давно ходит только на протезах, а танцует на руках так, что дух захватывает.
    Барун с Олей Немцевой, тоже обитательницей Введенского геронтологического центра, которая — о, хоть это счастье! — физическими возможностями не обделена, сольной парой выступали и в 2005, и в 2006 году в сложнейших композициях на областных и столичных сценах. И всегда возвращались победителями.
    В этом году особенно слаженно и вдохновенно танцуют Слава Осипов с Галей Рыжковой. Она — тоненькая, нежная — в коляске, он — стройный, преданный — с ней рядом. И если Сережа Кудрявцев и Саша Логунов учатся на факультете адаптивной физкультуры и их увлечение студией в какой-то мере понятно, то почему здоровый, увлекающийся балетом старшеклассник Слава танцует в ней, он и сам объяснить не может. Порыв души. И несколько раз в неделю по два часа он с полной отдачей репетирует со студийцами...
    Впрочем, стараются все. А Лена — мотор, заводила, самая беспокойная и увлеченная — просто заражает всех своей неукротимостью, фантазией, энергией. Я как стрела, говорит она о себе. Танцует с малолетства: они с Ольгой Анатольевной занимались танцами здесь же, в городском ДДТ, что на улице Семашко. Долго танцевали и в известном коллективе * Талисман».
    Как-то Лена, работая в Центре реабилитации молодых инвалидов в Сосновом Бору, побывала в Волгограде на обучающем семинаре. Там и насмотрелась на то, как танцуют инвалиды в колясках. И увлеклась. Было это пять лет назад: в области тогда никто из инвалидов не танцевал. Кроме одинокой «птицы» Ольги Соболевой, зачинательницы жанра, которая в коляске самостоятельно разучивала танцы и представляла их на суд зрителей. Сейчас она вышла замуж и уехала из Липецка.
    А Лена репетирует. И не только с молодыми, но и с детишками-колясочниками. Планов — громадьё: фестивали, конкурсы в Липецке, Тамбове, Москве. Вот только бы спонсоры помогали, мечтает она. И не устает перечислять организации, помогающие приобретать коляски, сценические костюмы, обувь. Их много, добровольных помощников, и студийцы им безгранично благодарны. Но пусть их будет больше...
    ...Расходились, разъезжались кто на чем. На остановке я увидела Сашу Башлыкова. На длинных, с особыми креплениями костылях он с трудом забрался в автобус, под любопытствующими взглядами пассажиров разместился на переднем сиденье. Сидел грузный, усталый, поникший. И никто не догадывался, что он умеет... летать!
    Только что он парил в танце, как в воздухе, и, держа за руку партнершу, тоже в коляске, легко, красиво, плавно вел ее за собой.

Эмма МЕНЬШИКОВА.
Липецкая газета от 01.12.2007г.

На пересечении миров

    Я много раэ встречала этих ребят в Доме детского творчества «Городской» имени С. А. Шмакова. Дважды в неделю они приезжают сюда на занятия в интегрированную танцевальную студию «Параллели». Многие передвигаются лишь на колясках и костылях.

ПУТЁМ ПРОБ И ОШИБОК

    В России долгое время было не принято говорить о проблемах инвалидов. Но они живут среди нас и тоже хотят иметь увлечения. Например, заниматься танцами. Главное, есть люди, готовые помочь им в осуществлении мечты.
    Елена Лемак - юрист по профессии, хореограф по призванию, творец по состоянию души. Пять лет назад она начала учить танцевать молодёжь в центре реабилитации инвалидов «Сосновый бор».
    Путём проб и ошибок Елена Александровна искала возможность ставить хотя бы самые простые танцевальные композиции с ребятами, которые могли передвигаться самостоятельно.
    Быть первым всегда трудно, но интуитивно она чувствовала, что находится на верном пути. Окончательно убедилась в этом, побывав на семинаре в Волгограде, посвящённом обучению хореографов, работающих с инвалидами. Было это в 2002 году. Для обмена опытом туда приехала танцевальная труппа из Англии, в которой здоровые ребята и инвалиды работали вместе на равных, демонстрируя уровень высочайшего мастерства.
    Вернувшись в Липецк, моя героиня организовала курс танцтерапии, основанный на принципах современной хореографии, которой она занималась десять лет. В первой группе было пятнадцать человек, половина из них передвигалась на колясках весом около пятидесяти килограммов. И тем не менее первый опыт оказался успешным.



В ДОМЕ, ПОЛНОМ РАДОСТИ

    С февраля этого года студия «Параллели» работает в городском Доме творчества. В ней занимаются как детвора, так и взрослые ребята. Елене Александровне помогает хореограф Ольга Томилина. В распоряжении четырех танцевальных пар теперь специальные дорогостоящие коляски, две приобретены на средства гранта, полученного на проект «Танцующие колеса». Еще одну подарил клубу фонд «Милосердие» ОАО «НЛМК», с четвёртой помогли спонсоры.
    - Конечно, мы благодарны за такую поддержку, но очень хотелось бы, чтобы наш коллектив работал на бюджетной основе, - вздыхает Елена Александровна, озадаченная поиском средств на очередную поездку коллектива.
    Ребята часто выступают. В этом году, например, они приняли участие в международных соревнованиях по танцам на колясках на Кубок Евразии в Санкт-Петербурге и заняли второе место. Наши земляки сделали почти невозможное, за три месяца выучив новую концертную программу. Костюмы для девушек сшили за счет Елены Александровны, юноши воспользовались гардеробом образцового ансамбля эстрадного танца «Shaky».
      Кроме того, Галя Рыжкова и Слава Осипов стали финалистами и дипломантами чемпионата России потанцам на колясках в Москве.
    Эти поездки оплачивало Управление по делам физкультуры, спорта и туризмa областной администрации.
    Сейчас воспитанники Елены Лемак готовятся конкурсу шоу-программ, который состоится в начале декабря в Москве.



ВМЕСТЕ - НАДЁЖНЕЕ

    На репетицию в студию я заглянула в субботу. Пока беседовала с Еленой Александровной и смотрела фотографии, один за другим подходили и подъезжали на колясках юноши и девушки. Елена Лемак точно знает, что нужно для создания атмосферы творчества и доброжелательности. Необходимо, чтобы с юношами и девушками, ограниченными в движении, работали такие замечательные, талантливые ребята, как будущий хореограф Вячеслав Осипов, студенты спортфака ЛГПУ Александр Логунов и Сергей Кудрявцев, занимающиеся адаптивной физкультурой

С днем рождения, студия «Параллели»!

Лилия ШПРЕНГЕР
Самое интересное, что Барун начал мечтать о танцах именно тогда, когда остался без ног. Как-то, лежа на кровати, паренек увидел по телевизору зажигательный брейк. И тогда он шагнул навстречу самому себе. Надев примитивные протезы, деревянные, с постоянно соскакивающими ремнями, Барун под руководством Елены Лемак приступил к занятиям танцами. И она открыла для него новый, полный ярких красок мир...

    Вскоре у Баруна Красноперова появилась не менее способная партнерша - Ольга Немцева. С этими именами читатели «МВ» познакомились пару лет назад, когда ребята стали лауреатами Международного молодежного фестиваля искусств и спорта инвалидов «Темп». Елена Лемак - их руководитель. А точнее - добрый друг и наставник, Внешне она мало чем отличается от своих воспитанников - такая же молодая и красивая, потому и общаются они практически на равных. Тогда, пару лет назад, Елена, Барун и Оля задумали создать в Липецке специальный центр для инвалидов, где те могли бы не только учиться танцевать, но и выступать на настоящей сцене. Прошло совсем немного времени, а первые шаги на пути к мечте уже сделаны. В Липецке открыта единственная в своем роде интегрированная танцевальная студия «Параллели» на базе городского Дома творчества учащихся имени С. А. Шмакова, что на улице Семашко. Нерешенных задач пока еще очень много, но глаза Елены Александровны светятся счастьем: есть хотя бы помещение, а значит, можно приступать к делу. С каким волнением она открывала эту студию! Боялась: а вдруг никто не придет? Ведь убедить инвалида в том, что он сможет танцевать, - дело не из легких. И даже если у него все получится, захочет ли? У таких людей особый внутренний мир, который открыт далеко не каждому. Перед тем, как начать занятия, Елена Александровна обзвонила все организации по работе с инвалидами. Рассказала, что в студии «Параллели» будут рады всем от пяти до тридцати лет и что к работе здесь привлечены не только хореографы, в числе которых молодой педагог Ольга Томилина, но и студенты ЛГПУ. Дело в том, что на спортивном факультете этого университета есть кафедра адаптивной физкультуры. Ее возглавляет Алла Ивановна Петкевич, которая очень рада сотрудничеству с «Параллелями». Еще бы! Ведь студенческая молодежь будет не только работать здесь в качестве волонтеров, но и заниматься научной деятельностью. За темами курсовых и дипломных работ далеко ходить не надо. Благодаря этому воспитанники танцевальной студии смогут постоянно получать психологическую помощь, а значит, быстрее преодолевать трудности, с которыми какое-то время самостоятельно боролся Барун Красноперов.
    Всем, кто пришел на открытие студии, показали фильм о Баруне и Ольге, снятый ведущим московским телеканалом. Телевизионщики внимательно наблюдают за этой танцевальной парой и сегодня. С радостью отмечают изменения: из замкнутых и нерешительных ребята превращаются в улыбающихся, раскрепощенных хозяев собственной жизни. Согласитесь, достойный пример. Особенно для тех, кто, не зная физических недугов, постоянно хандрит, мол, как тяжела моя судьба.
    По словам Елены, самая большая проблема студии на сегодня - отсутствие транспорта. Одного желания заниматься для инвалида мало. Это вам не здоровый человек: захотел - встал и пошел. До улицы Семашко прежде нужно добраться. А это нелегко, особенно зимой, по снегу...
    - Нам бы какую-нибудь «газельку», - мечтательно произносит Елена Лемак.
    Вскоре понадобятся и специальные инвалидные коляски: легкие, маневренные, а главное - устойчивые. На обычных то, что выделывают на сцене Барун и Ольга, ни за что не получится.
    Но все это - вопрос будущего. Сейчас более всего важно то, что люди наконец-то готовы доверить кому-то свою беду. И причина тому никак не безысходность, а готовность танцевать!

"Провинциальный репортер" (Липецк) Хорошему танцору протезы не мешают
Евгений Сокольский

    Липецкий танцор без обеих ног произвел со своей партнершей фурор на международном фестивале в Минске Танцует Барун на инвалидной коляске, но брейк-данс на протезах у него получается гораздо лучше. После той публикации редакционный телефон атаковали столичные телевизионщики и различные заинтересованные лица с просьбой «шепнуть» адресок места проживания уникального танцора. Мы не скрывали. Минчан и гостей столицы Республики Беларусь, съехавшихся на фестиваль творчества инвалидов «Темп», поразил восемнадцатилетний паренек из Липецка, у которого ампутированы обе ноги. Депутат верховной рады Украины приглашал молодого цыгана из Липецка танцевать в своей стране. Хвалил, жал руку и напутствовал председатель союза композиторов Беларуси, народный артист СССР, автор знаменитого «Майского вальса» Иван Лученок. С гитаристом «Самоцветов» Барун сфоткался на память. Организаторы фестиваля предложили липчанам оформить заявку на участие в фестивале «Филантроп» и соискание одноименной премии. И уже сейчас специалисты прочат победу в этом конкурсе Баруну и его партнерше Ольге Немцевой, потому что их номер уникален, никто из инвалидов не танцует эстрадные танцы, а уж брейк – и подавно. Любовь может всё Танец, с которым липецкие инвалиды покорили сердца сотен зрителей, называется «Любовь может все» и длится 5 минут. По сути, это хореографический мини-спектакль, поставленный специалистом управления соцзащиты Липецкой области Еленой Лемак. – Собственно, мне оставалось только поставить движения, сюжет для танца я продумала давно. На репетиции ушло два месяца. А сюжет… Он из жизни Баруна, Ольги и тысяч других инвалидов, – рассказывает Елена Лемак. Танец повествует грустную историю о пареньке, приехавшем в инвалидной коляске на дискотеку посмотреть счастливчиков, могущих веселиться и танцевать. Там он замечает девушку и влюбляется с первого взгляда. Она тоже испытывает к нему похожие чувства, они начинают встречаться, но его инвалидность – отсутствие обеих ног – пугает и останавливает девчонку. Она мучается, он тоже. В какой-то момент инвалид понимает, что не может принести своей возлюбленной полноценного счастья, отчаивается и сам идет на разрыв отношений. Страсти кипят прямо на сцене под современную музыку. Но главное, все заканчивается хэппи-эндом, как в индийском кино (даром что ли, Барун похож на индийского актера?!), – инвалид надевает протезы и танцует брейк. За сюжетом танца не надо было далеко ходить – ни для кого не секрет, что Барун и Ольга не только партнеры по танцам. И их отношения развивались так же, как и в сюжете. Поэтому Ольга и Барун «играют» на сцене не фальшивя. До Минска Барун Красноперов и Ольга Немцева оттачивали свое мастерство в различных областных соревнованиях для инвалидов. – Танцами Барун стал заниматься сразу после того, как попал в реабилитационный центр «Сосновый бор», где я преподавала танцы, четыре года назад, – рассказывает Елена Лемак. – Трудился до седьмого пота. Продолжил занятия танцами и музыкой, когда его перевели в Введенский интернат. В Введенке ему создали все условия для полноценных репетиций, участия в концертах и конкурсах. В мае нынешнего года Ольга и Барун стали победителями в областном конкурсе спорта и танцев. Шоу в ресторане Триумфу во Дворце Республики предшествовал один любопытный эпизод. По приезду в Минск Баруна с Ольгой и Елену Лемак встретили с поезда солдаты белорусской армии. Помогли выгрузить вещи, разместиться в гостинице.В первый вечер при знакомстве участников фестиваля в ресторане гостиницы, когда начались танцы, Барун не сдержался… Он тут же стал лидером ресторанной дискотеки. Когда Барун перешел на свой любимый брейк-данс, вокруг него собрался весь ресторан, народ заходился в овациях и криках восхищения, но… Никто не мог предполагать, что парень танцует на протезах, у него нет обеих ног. Когда кто-то из присутствующих, также участник фестиваля для инвалидов, сообщил об этом «по секрету», началось невообразимое. Почтенная публика взяла его в кольцо и вынудила подтвердить или опровергнуть слухи. Баруну пришлось задирать штанины и демонстрировать «талантливые ноги». Это вызвало шок, а затем взрыв восторга и уважения. Планы на будущее В геронтологическом центре Барун не скучает. Каждый день репетиции и хлопоты по подготовке к будущим выступлениям. В день визита «РЕПОРТЕРа» в Введенку директор этого интерната Татьяна Дорашь собирала Баруна в Москву. Его пригласили для участия в телевизионном шоу Лолиты Милявской. Так что липецкого «Маресьева» от искусства теперь увидят зрители первого канала. В самой ближайшей перспективе Барун мечтает создать танцевальный коллектив из таких же, как и он, молодых людей. Не оставляет он надежды на получение профессионального образования в области культуры. В этом году Барун так и не продолжил обучение в липецком музыкальном училище. Весной целых два месяца лежал в больнице. Кстати, о протезах… Барун и его педагог по танцам – специалист из управления соцзащиты Елена Лемак мечтают, чтобы у него появились хорошие импортные протезы, наши отечественные слишком тяжелы. Слава Богу, пообещали для Баруна приобрести спортивную коляску для танцев и соревнований со специальным дополнительным страховочным колесом. Ведь выступая в Минске на обычной, он и этим всех удивил, каждый раз рискуя перевернуться вверх тормашками. Впрочем, к каскадерским трюкам в жизни и творчестве Баруну не привыкать.

© ИД "Провинция",
Ты не один в душе Вселенной

Лилия ШПРЕНГЕР
История жизни восемнадцатилетнего юноши, с которым мне довелось однажды пообщаться, вполне подходит для увлекательного киносюжета. Одно имя чего стоит - Барун Красноперое. Красавец, черные, как смоль, волосы, правильные черты лица, но самое запоминающееся - взгляд. Прямой и очень выразительный. При встрече с ним я испытала весьма непривычные ощущения.

    Барун на десять лет младше меня, но ему, видимо, столько пришлось пережить, что разница в возрасте не мешает этому парню смотреть в глаза собеседнику так, что тот чувствует себя совершенно обезоруженным, словно насквозь просвеченным особыми лучами, проверяющими его на человечность и искренность.
    Родился Барун в семье цыган. Как то зимой он заплутал в лесу. Решив немного отдохнуть, он прилег и заснул, а когда проснулся, не почувствовал ног.
    "Вот дела, сам проснулся, а ноги по-прежнему спят", - подумал мальчик и, сломав ветку, стал постукивать ею ниже колен. Но это не дало никакого результата - ноги оставались неподвижными. Ну не в лесу же оставаться? Барун раздобыл себе палку понадежнее и, опираясь на нее, с трудом дополз до дороги. Там его подобрала машина, и благодаря добрым людям мальчик вернулся в родительский дом.
    Неискушенные в вопросах медицины, родственники пытались вылечить мальчишку с помощью народных средств, но все напрасно, и Баруна пришлось-таки везти в больницу. Врачи, осмотрев его ноги, с диагнозом не замедлили: гангрена голеней.Требовалась их ампутация.
    Суд лишил мать родительских прав, а мальчика определил в интернат. Начала он находился в одном, потом - в другом, но нигде не мог прижиться. О нем говорили: замкнуты и,-не воспитанный, сложный, да и вообще поладить с ним не представляется возможным. Что подразумевало недвусмысленный намек: подыщи-ка ты себе, Барун, какое-нибудь другое место.
    Так полтора года назад он оказался в Введенском геронтологическом центре. И только там он поверил в то, что внимание, забота, тепло и любовь существуют не только на словах. Вот что рассказывает цыган о прохождении курса реабилитации инвалидов в Сосновом Бору:
    - К нам, во всем видящим только темное, пришла на занятия маленькая, хрупкая, как оказалось, совсем недавно родившая ребенка молодая женщина. У нее был такой лучистый взгляд,она являла собой такую небесную чистоту, тоту, что мы с легкостью верили каждому ее слову. А она, - вспоминает Барун, - все время повторяла, что всем нам, для того чтобы справиться со своей бедой, нужно- танцевать!
    Оказалось, что Елена Лемак реализует в Сосновом Бору идею танцевальной терапии для инвалидов. Кстати, это направление в России пока еще мало развито. А в Липецкой области Елена в этом смысле вообще первооткрыватель.
    Самое интересное, Барун все это время о танцах только и мечтал. Именно тогда, когда оказался без ног. Как-то, лежа на кровати, увидел по телевизору зажигательный брейк. И тогда он шагнул. Навстречу самому себе. Надев примитивные протезы, деревянные, с постоянно соскакивающими ремнями. Барун под руководством Елены приступил к занятиям танцами. А она, открывая для него новый, полный самых неожиданных красок мир, оказавшаяся к тому же главным специалистом отдела ветеранов, военнослужащих и реабилитации инвалидов Управления социальной защиты населения администрации Липецкой области, помогла Ба-руну, как никто другой. Лена вдохнула в него столько сил, что сегодня сама, как это ни странно, иногда черпает их от своего воспитанника.
    Теперь, когда созданная ею танцевальная пара - Барун Красноперое и Ольга Немцева - завоевала звание лауреатов Международного молодежного фестиваля искусств и спорта инвалидов "Темп" в Белоруссии, Елена Александровна признается:
    - Если раньше я говорила Баруну: "Не бойся, мы все сможем", то теперь эти же слова он часто адресует мне. ставя перед собой, на мои взгляд, невероятно сложные задачи. И с улыбкой недоумевает: "Тебе ли сомневаться? Ты же такая оптимистка". Но одно дело, когда смотришь на него, счастливого, улыбающегося, танцующего, из концертного зала, и совсем другое, когда наблюдаешь за тренировками, стоящими ему немалого труда. Ведь до 25 лет. пока организм Баруна продолжает развиваться, ежегодно ему будут делаться по две сложные операции. Для меня остается загадкой, где он берет силы, чтобы, каждый раз превозмогая боль, заново возвращаться к занятиям.
    Первый танец, поставленный Баруном и Еленой, назывался "Возрождение". А тот, что принес победу на международном фестивале, - "Любовь можёт все". Казалось бы, словесные штампы. Но это для нас, в сущности благополучных людей. А для Баруна эти слова - откровение. Меня поразила еще одна фраза, произнесенная молодым человеком. Вынужденный передвигаться в инвалидной коляске, он признался:
    - Не случись со мной беды, неизвестно еще, где бы я оказался. Не исключено, что в тюрьме. А так встретил потрясающих людей и. главное, очаровательную партнершу по танцам и свою любовь - Олю.
    Врач, руководитель геронтологи-ческого центра Татьяна Дорош настояла на том, что Барун должен учиться. Сейчас он студент Липецкого областного училища искусств имени Константина Игумнова. Каким открытием стали для него уроки вокала .дирижирования, сольфеджио» Да и атмосфера уюта и благополучия, царящая в центре, к творчеству весьма располагает. Благодаря ему и Татьяне Павловне у Баруна появились новые, дорогостоящие, более удобные протезы.
    Теперь Барун Красноперое и Елена Лемак собираются осуществить свою заветную мечту - открыть в Липецке специальный центр для инвалидов, где те могли бы не только учиться танцевать, но и выступать на настоящей сцене. А для этого как минимум нужны помещение с большим залом и специально предназначенные для занятий хореографией инвалидные коляски. Безусловно, осуществление этих замыслов упирается в отсутствие средств и пока остается только мечтой. Но по этому поводу, и вообще в трудных ситуациях, Барун с Еленой вспоминают слова Пэуло Коэльо: «На этой планете существует одна великая истина: когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь твое желание зародилось в душе Вселенной. А это и есть твое предназначение на Земле".
    P.S. Ольга и Барун убеждены в том, что не добились бы успеха без поддержки Липецкого отделения ВОИ, управления социальной защиты населения администрации Липецкой области и Введенского геронто-логического центра. Они выражают благодарность всем, кто помог им принять участие в Международном молодежном фестивале искусств и спорта инвалидов (Темп).

Танцы инвалидов

    В Липецке сразу два хореографа начали работать с людьми с ограниченными возможностями. Для них танцы - это и лечение, и спорт. Уже в этом году начинающие танцоры готовятся показать свои возможности на крупных российских соревнованиях. В развитии новых для Липецка секций обещают помочь и руководители областного управления спорта.
    Эффектные костюмы и лирическая мелодия. Оля и Барун станцевались несколько лет назад. У них за плечами победа в международном форуме искусства и спорта инвалидов. Теперь красивая пара танцует о любви для тех, кто только начинает учиться этому искусству.
    Брейк - коронный номер Баруна. Ведь еще несколько мгновений назад он сидел в коляске. Теперь уже на ногах, вернее - на протезах. Он хочет показать, что могут люди с ограниченными возможностями. Дважды в неделю опытный танцор будет еще и тренировать новичков.
    Барун КРАСНОПЕРОВ: “Это дальше ступень нашей жизни, если много народу соберется, есть стимул заниматься дальше, если нет то борода”.
    Танцевальную студию для людей с ограниченными физическими возможностями создала наставница Баруна и Оли - Елена Лемак. В мечтах - номер, в котором на сцену выйдут шесть-семь колясочников. Пока у нее в учениках около десяти человек. И хоть они еще только думают, как будут добираться в центр - в городской дом творчества. Скорее всего, на специальном - социальном такси. Если заключить договор - выйдет недорого. Но точно знают - первый танец будет готов уже через несколько месяцев.
    Елена ЛЕМАК, руководитель танцевальной студии: “Каждый человек ему нужно просто дать возможность почувствовать себя нормальным, здоровым, все мы умеем танцевать, любим танцевать, а почему и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата не попробовать себя в таком прекрасном виде творчества как танец”.
    Диме сложным вращениям еще только предстоит научиться. Несколько недель он занимается спортивными бальными танцами. Вместе со своим педагогом Фаридой Узиковой сейчас разучивают движения вальса. Они надеются в апреле выехать на первые состязания - в Санкт-Петербург. Там Дима будет представлять Липецк. Возможно не один.
    Фарида УЗИКОВА, хореограф: “Мы Диме хотим найти такую же девочку колясочницу, которая желала бы вместе с ним танцевать в паре или же это будет обычная нормальная девочка, будет комби”.
    В областном управлении по физической культуре, спорту и туризму учеников Елены и Фариды обещают поддержать. Ведь они стали первыми, кто в городе начал заниматься танцами на колясках.
    Игорь МЕЩЕРЯКОВ, заместитель начальника областного управления по физической культуре, спорту и туризму: “Будущее мы видим в том, чтобы развивать это однозначно, в мае будет чемпионат по России в Москве и наши пары будут там представлены, финансирование наше”.
    И та, и другая студия готовы принять всех желающих учится танцам. Занятия бесплатны. Физическая нагрузка и приятные эмоции гарантированы.

Наш адрес: г. Липецк. Семашко 9а. (4742) 27-85-70
Веб мастер:
Hosted by uCoz